[personal profile] marta_ketro
В вопросе об избранности отдельных персонажей из общего стада есть, кажется, всего три точки зрения: идеалистическая, циничная и жалкая.

Первая звучит так: всякий человек - особенный. Все мы уникальны и по-своему талантливы, каждый заслуживает пристального внимания и любования. С этой интонацией хорошо писать тексты для топа и перепостов в фб: посмотрите, какого необычайного дядю васю я подобрал в подъезде - отмыв, обнаружил в нём философа и человека трудной судьбы. Такая позиция заслуживает огромного уважения, но по-честному доступна немногим филантропам, подвижниками и просто очень добрым людям, каковых единицы на тысячу. Остальные же испытывают припадки гуманизма от случая к случаю - когда щитовидная железа делает их особенно чувствительными или нужен текст для топа. В остальное время они предпочитают тех, кого не нужно слишком долго отмывать, чтобы обнаружить достоинства.
/Замечу, что развитое демократическое общество также настаивает на этой точке зрения, стараясь не дискриминировать слабых и ущербных. Поэтому не уважать европейскую цивилизацию невозможно/

Чуть холодней позиция тех, кто утверждает: все люди одинаковы. Самые умные и тупые из нас поразительно похожи в своих слабостях и недостатках, при всём богатстве вариантов. Интеллектуалы и титаны духа точно также попадаются на лживую рекламу, гендерные манипуляции, вирусные порноролики, мошенничество и лесть. Для хитрой дичи нужен чуть более замаскированный капкан и наживка посложней, только и всего.
То же касается и чудес подлости: при определенных условиях самые замечательные люди совершают отличные низости, ничуть не хуже, чем банальные негодяи, а зачастую и ловчей, потому что неожиданно.
Из хороших новостей - при определённых условиях самые грязные ублюдки способны на добрые и полезные поступки. Мелькнул ли свет в их тёмной душе или так сложились обстоятельства, но они вдруг спасают котика, жертвуют бедным и оказывают неоценимую услугу.
Стоит ли после этого говорить, что все люди в глубине души прекрасны/чудовищны (в зависимости от пережитого вами опыта)? Нет, но все они могут быть полезны, и все - опасны. Именно потому, что естественные реакции многогранных и примитивных личностей в основе своей похожи, можно подобрать любой ключик к сундучкам - и с добродетелями, и с дерьмом, - которые таятся в каждом из нас. Так что, в общем, все мы обыкновенны.


Итак, первые слишком восторженны, вторые страдают от недостатка доверия к миру, но в целом их заблуждения не столь удручающие, как взгляды третьих:
что есть избранные и остальные (невежливые говорят "быдло", вежливые - "простые люди").
Нет, понятно, что мы выделяем в отдельную категорию тех, кто наделён особыми талантами, исключительным уродством, психическим патологиями и гениальностью. Невозможно делать вид, что Сальвадор Дали, Григорий Перельман, Стивен Кинг, Чикатило, Эдит Пиаф и сестры Кривошляповы - такие же, как мы. Как говорил Кинг, тот, кто в детстве подтёр задницу ядовитым плющом, обречен на странную жизнь.
К сожалению, в существовании крохотной группы подлинных уникумов таится большой соблазн для недалеких душ. Они серьезно считают, что их тоже делает необычайными факт обожженной задницы или наличия небольших способностей.

Бывают анхумэны откровенно безумные, увереные в том, что на свете есть только пяток избранных, что-то вроде "я, БГ, Хокинг, Путин и Далай-лама". Это случай клинический, редкий и даже милый.

Более распространенная, а потому печальная форма, когда особенной назначается определённая группа населения, выбранная по некоторому признаку. Мы, интеллигенты. Мы, писатели. Мы, средний класс. Люди с высшим образованием. Красивые люди. Творцы. Тонкие и понимающие. Живущие внутри Садового. Белоленточники/Колорады. Определённой веры или национальности. Да мало по какому социальному признаку можно объединиться, чтобы поднять свою значимость в собственных глазах. Это не плохо и даже терапевтично, если не сопровождается принижением остального человечества. Люди, причастные к какой-либо идее коллективного избранничества, хороши еще и тем, что их легко вычислить, поэтому сохранить дистанцию не составит особого труда. Буквально с пяти нот можно угадать, какая клавиша западает, и сбежать без потерь.

И есть совсем тяжёлый случай, "избранные по жизни", существующие в постоянном конфликте между завышенной самооценкой и суровой правдой окружающего мира.
У них, допустим, есть парочка достоинств, которых в нашем суровом мире лишены 75% человечества. Iq не 95, а 102. Или в сорок они выглядят лучше, чем одноклассники. Или заработали больше. Написали книжку. Были в двадцати странах. Переспали с полусотней женщин. Дочитали до конца Улисса. Попали ненадолго в телевизор. Пили чай с Никитой Михалковым. Набрали пять тысяч читателей в соц.сети. То есть, ничего из ряда вон, но всё же не совсем все делали это. Здоровый человек даже не заметит таких побед, но тот, кто нуждается в постоянном подтверждении своей ценности, будет отчаянно за них цепляться. И в конце концов уверует, что он необыкновенный.
Вредно ли, если бедняга слегка успокоит нервы фантазиями? Увы, вредно, потому что он на этом не остановится. Исключительность его личности постепенно потребует исключительных прав и свобод. "Особенный" объявляет себя выше норм и обязательств.
"Нельзя требовать от такого человека, как я, чтобы он жил по обычным правилам" - и это они абсолютно серьёзно. Под "обычными правилами" может подразумеваться что угодно: зарабатывать деньги, соблюдать супружескую верность или элементарную вежливость, убирать в доме и отдавать долги.
И вместе с этим освобождением для себя, будет расти небрежное отношение к окружающим. Такое ощущение, что он не уничтожает глухие заборы и запретительные таблички - нет, это как раз свойство гения, - он их отодвигает и загоняет туда ближних. Это близкие теперь с удвоенной силой должны зарабатывать, быть преданными, вежливыми, заботливыми и пунктуальными. Потому что они - обыкновенные. Он же оплачивает их усилия тем, что позволяет быть рядом.
Звучит, как история болезни, но вы не представляете, насколько короток путь от нормы, до бреда собственной исключительности. Всего лишь раненое самолюбие, незначительный успех, легкая щекотка тщеславия - и вы там, на красивом холме, а внизу копошатся мелкие людишки.
И нет более позорного зрелища, чем очевидная со стороны несостоятельность амбициозного человека. Поэтому будьте какими угодно - восторженными, рациональными, неудобными, - но постарайтесь не быть жалкими.


Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2015-05-19 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com
вангую, что тут скоро закопошатся мелкие людишки из топа

Date: 2015-05-19 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com
но вообще мини-слава в соцсетях - годная вакцина. другое дело, что совсем больных прививать опасно.

(no subject)

From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com - Date: 2015-05-19 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hvd.livejournal.com - Date: 2015-05-19 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com - Date: 2015-05-19 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irkathena.livejournal.com - Date: 2015-05-19 08:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com - Date: 2015-05-19 09:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levrn.livejournal.com - Date: 2015-05-19 09:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-19 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] argentum-blade.livejournal.com
Очень в тему, спасибо.

Date: 2015-05-19 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/
Ты явно написала очередную годную блохоловку.

Date: 2015-05-19 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
В фб уже началось

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/ - Date: 2015-05-19 02:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-19 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiya shaipova (from livejournal.com)
Все настолько точно и верно! А еще,эти "избранные по жизни",часто бывают амбивалентны и тогда все!!!

Date: 2015-05-19 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kablan.livejournal.com
Какое отношение "развитое демократическое общество" имеет к "европейской цивилизации"?

В Европе не демократия, а гипертрофированная гегемония меньшинств, в которой обычные люди ОБЯЗАНЫ подчиняться и прогибаться перед моральными и физическими инвалидами,.

Date: 2015-05-19 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-future.livejournal.com
Если по чесноку, половина людей из больших городов из третьей категории, в провинции как-то попроще и поздоровее.

Date: 2015-05-19 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] koalw.livejournal.com
поддержу: мы, городские, такие

Date: 2015-05-19 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] joergensson.livejournal.com
Да-да, знавал таких, и не одного...

Date: 2015-05-19 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Вера в свою исключительность может быть бесценным мотиватором, допингом, она может давать ни с чем не сравнимое удовольствие. Но чем она больше, тем больше опасность потерять ощущение реальности, это да. И если человек всё-таки хочет воспользоваться этим опасным обоюдоострым оружием, от него требуется повышенная бдительность, постоянный контроль, непрерывная рефлексия, внимание к другим людям. У некоторых волевых людей это получается.

Date: 2015-05-19 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] cordum.livejournal.com
Все люди одинаково разные.

Date: 2015-05-19 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] 0leneva.livejournal.com
Чо это вы на нас, избранных, крошите батон, я не понимаю.

Date: 2015-05-19 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
Мне тесно на красивом холме!

(no subject)

From: [identity profile] ara-bublik.livejournal.com - Date: 2015-05-20 12:17 am (UTC) - Expand

Date: 2015-05-19 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] quiet-simple.livejournal.com
Это же прекрасно! Не в бровь, а в глаз. Спускает с небес на землю. Держу пари, приступы "исключительности" бывают у всех, просто разной силы и интенсивности. У кого-то между ними не бывает перерыва, тогда это превращается в образ жизни

Date: 2015-05-19 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
Конечно. "Если тебе нужна эмоция, трахай кого хочешь, потому что твой текст того стоит. И плевать на мораль", сказал однажды один взрослый писатель, прочитав "Знаки любви", что ли. И я подумала, что будь я немного не в себе и нуждайся в индульгенции, этого бы хватило.

Date: 2015-05-19 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] isurok.livejournal.com
Чтобы ты там про меня не написала, я не такой!

Date: 2015-05-19 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
Ты выше этого!

(no subject)

From: [identity profile] ara-bublik.livejournal.com - Date: 2015-05-20 12:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isurok.livejournal.com - Date: 2015-05-20 06:38 am (UTC) - Expand

Date: 2015-05-19 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] donna-riva.livejournal.com
Сложнее всего красивым женщинам. Вот живут они, такие особенные- а тут старость.

Date: 2015-05-19 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
Да, это отличный повод для избранности. Единицы выходят в обыкновенную зрелость с достоинством

(no subject)

From: [identity profile] donna-riva.livejournal.com - Date: 2015-05-19 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 12:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] donna-riva.livejournal.com - Date: 2015-05-20 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] donna-riva.livejournal.com - Date: 2015-05-21 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-21 02:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-19 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] arch-i-cat.livejournal.com
Марта, вы просто нам завидуете.
Меж тем мы вполне снисходительны к обычным людям.

Date: 2015-05-19 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
Если вам удаётся их заметить, конечно

Date: 2015-05-19 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] arkanoid.livejournal.com
В список следует добавить "попали ненадолго в телевизор". Такое впечатление, что едва ли не для большинства это выстрел в мозг.

Date: 2015-05-19 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
О, точно, даже в текст добавлю, спасибо

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-19 10:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 12:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-20 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 04:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-20 04:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-20 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-20 10:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-20 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-20 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] camudilio.livejournal.com - Date: 2015-05-21 12:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2015-05-21 11:52 am (UTC) - Expand

Date: 2015-05-19 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ostsib.livejournal.com
Без привязки к комментарию пушкинского рисунка "и я бы мог". Просто иногда-нередко вижу что-то в жж - в других соц.сетях не присутствую - что про офигеть каких человеков и думаю: и он бы мог бы, но не смоглось, а тут и опа!

Date: 2015-05-19 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vetertann.livejournal.com
Да, вот это отличный текст, спасибо.
Наверное, еще все три случая не обязательно радикальны в своих проявлениях, а могут быть свойственны человеку и в малых степенях, как слабости, что ли.

Date: 2015-05-19 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] natusenka.livejournal.com
До сих пор меня колбасит после фразы одной женщины в ЖЖ: "Со мной так нельзя - я многое пережила".
А так да, приятно приобщиться к избранным или просто стать гегемоном вдруг, хотя бы на основании наличия трусов в клетку, например )))

Date: 2015-05-19 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] cambria-1919.livejournal.com
Из перечисленных гениев разве что Сальвадор Дали был напыщенным типом.
Остальные просто жили и живут, они просто заняты или были заняты интересными им делами. Не более. На то и гении.

"Особенные" легко хамят даже незнакомым людям - и без всякого повода. Тоже признак этого типа. Почему-то обожают сквернословить. Любят мат, хотя не росли в подворотне. Почему?

Date: 2015-05-19 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com
потому что мат - это заебись как емко, вот почему.

Date: 2015-05-19 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lucif.livejournal.com
Как ни старайся, какую жизнь ни веди, а обязательно найдется умник в чьих глазах ты будешь именно что жалок. А вот глаза в которых ты неописуемо велик и прекрасен, почему-то встречаются значительно реже. Хотя, казалось бы... необъективны-то они в одинаковой степени. Так что, кроме прочего, очень важны зеркала глаза людей, что на тебя смотрят.

Date: 2015-05-19 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] angel-romanoff.livejournal.com
все мои дети, для меня особенные .... даже те, которые не очень любят меня.

Date: 2015-05-19 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] nezay.livejournal.com
Вот если бы вы ещё и тест какой разместили, чтобы как то определить уже...эх..

Date: 2015-05-19 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__alex_loki_/
все в чём-то гениальны и талантливы (по крайней мере все дети выучивают язык , не зная до этого ни одного) .
но , во первых , если вы талантливый ловец астероидов , то родились рано , а если вы талантливый охотник на динозавров , то родились поздновато :)
во вторых , развивают и улучшают свои таланты и гениальность немногие . даже прямо скажем совсем ничтожное количество людей .
многие до конца жизни даже определить не способны свою область гениальности и талантов .
в третьих , многие просто уничтожают свои способности сигаретами , алкоголем , наркотой и прочими весьма занимательными вещами .

Date: 2015-05-19 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] olom1980.livejournal.com
есть такая беда и грешат в этом основном москвичи

Date: 2015-05-20 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] camudilio.livejournal.com
трудно вам быть не москвичом :-(

Date: 2015-05-19 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] simplehead.livejournal.com
через 300 друзей я превращусь в тыкву? какая жаль.

Date: 2015-05-20 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] ryjunya.livejournal.com
не, у меня 590 друзей, в тыкву еще не превратилась:))
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

marta_ketro: (Default)
marta_ketro

April 2017

S M T W T F S
      1
2 3 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 19th, 2026 04:24 am
Powered by Dreamwidth Studios